belousov.KZ

материалы по китайской медицине

3.3. Время приема пищи

Всем известна народная поговорка: «Утром надо есть хорошо; в полдень надо есть досыта; вечером надо есть мало». В древних книгах по китайской медицине также содержится множество записей о времени приема пищи. Известный врач Ма Ци писал: «Завтрак — легкий и ранний; обед — плотный и досыта; ужин должен быть небольшим. Если в повседневной жизни сможете следовать этому, не будете болеть до самой старости». В книге «И синь фан» (Рецепты из сердцевины медицины, 982 г.) даже есть глава «Запрет ночного питания». Таким образом, можно видеть, что китайская медицина предъявляет самые строгие требования к ужину. Если проанализировать все записи с обсуждением надлежащего времени приема пищи в древних книгах, то больше всего встречается рассуждений о ужине. Поэтому в первую очередь поговорим об ужине.

В древности основными требованиями к ужину были: во-первых, ужин не должен быть очень поздним; во-вторых, во время ужина нельзя переедать; в-третьих, ужин не должен быть слишком хорошим. «Нельзя есть в полночь. Ужин должен быть до времени суток Шэнь и Ю». Время суток Шэнь соответствует приблизительно 15—17 часам, а время суток Ю — 17—19 часам. В книге «Ян шэн яо цзи» (Важный сборник о вскармливании жизни) говорится: «Вечером нельзя объедаться. Селезенка уснет и не будет транспортировать пищу, пища не будет перевариваться. У человека возникнет сотня болезней». То есть, когда человек наедается вечером, обычно он мало двигается, очень скоро ложится спать, в это время селезенка также войдет в состояние отдыха, не сможет нормально выполнять функции транспортировки и переваривания пищи, пища не будет полностью переварена, что может послужить причиной возникновения различных заболеваний. В классическом каноне «Хуанди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем) имеется запись: «Когда желудок не находится в состоянии гармонии, сон неспокойный» («Су вэнь»). Переедание вечером — одна из причин того, что «желудок не находиться в состоянии гармонии». Из-за переедания переполняются селезенка и желудок. Состояние, когда «селезенка уснет и не будет транспортировать», приведет к тому, что пища не будет быстро переварена. Человек с трудом засыпает, ночью ему снятся кошмары. В книге «Ян шэн яо цзи» (Важный сборник о вскармливании жизни) «ночное питание» и «ночное пьянство» обсуждаются вместе. Здесь говорится, что слишком поздний ужин и пьянство вечером «приводят к возникновению сотни болезней», нужно быть особенно осторожным.

За ужином следует есть мало. Это даже важнее, чем требование «ужин должен быть ранним», так как переедание равным образом увеличивает нагрузку на селезенку и желудок ночью. В древних книгах говорилось: «Ешьте мало за ужином — доживете до 99 лет».

Кроме того, следует также выбирать продукты для ужина. В книге «Ци цзюань ши цзин» (Канон питания в семи свитках), написанной во времена правления династии Тан (618—907 гг.), говорится: «Во время ужина нельзя есть много мяса. У человека во рту появится дурной запах». То есть вечером нельзя есть очень хорошо. Кроме того, вечером не надо есть острые продукты со свойствами «жара», например, лук, чеснок, имбирь, перец. «Ци остроты собирается в глазах», все эти продукты со свойствами «остроты» и «жара» вредны для глаз. Мясная пища, а также некоторые продукты со свойствами «остроты» и «жара» китайской медициной отнесены к «изысканным яствам». Даже если они являются будничными, также нельзя ратовать за то, чтобы много их есть. За ужином тем более следует уделить больше внимания тому, чтобы меньше есть таких продуктов. Продукты для ужина должны быть постными и приятными на вкус.

Теперь поговорим о завтраке. Надо ли есть за завтраком? Согласно древнему опыту, есть надо, есть хорошо, есть легко усваиваемую пищу. В древних книгах описаны три человека. Один из них ничего не ел за завтраком, другой — выпивал немного жидкой каши, третий — немного вина. В результате, тот который не завтракал вскоре умер, который выпивал жидкую кашу заболел, который пил вино по-прежнему оставался здоровым. То есть люди осознали: пустой живот утром может вызвать упадок сил; утром холодно, если выпить немного вина, можно немного согреться и противостоять проникновению патогенной Ци, поэтому небольшое количество вина при сравнительно низкой температуре оказывает благотворное воздействие на организм. Следует отметить, что в те времена люди пили рисовое вино, приготовленное в домашних условиях, крепость этого вина была низкой, оно имело достаточно сладкий вкус. Из этого рассказа можно сделать вывод — утром надо чего-нибудь съесть, однако совсем не обязательно пить вино. В книге «Со суй лу» (Записки по мелочам) имеется следующая запись: «Утром живот не должен быть пустым; вечером — не должен быть полным».

Что же лучше всего есть за завтраком? В книге «Сунь чжэнь жэнь чжэнь шан цзи» (Записки совершенного Сунь [Сы-мяо] для чтения в постели) записано: «Рано утром — чашку жидкой каши». В книге «Сю чжэнь ми цзюэ» (Секреты совершенствования естества) говорится: «Очень полезно ранним утром съедать немного жидкой каши на воде». Как видно все они выступали за то, чтобы утром пить жидкую кашу. В книге «Шань цзюй сы яо» (Четыре основы жизни в уединении) говорится: «Ранним утром ешьте жидкую кашу, это способствует свободной циркуляции Ци желудка, образованию жидкости». А также: «Пожилые люди часто варят жидкую кашу на коровьем молоке. Есть ее полезно». Жидкая каша легко усваивается, не повреждает селезенку и желудок, также восполняет жидкости организма.

Как же поступать в обед? Известный врач Ма Ци, писал: «Обед — обильный и досыта… Лучше всего в обед есть лепешки из пресного теста на пару».

Выше оговорено трехразовое питание. Кроме того, в древности предъявлялись разные требования к приему определенной пищи в зависимости от времени суток: «Нельзя пить вино в часть суток Мао (5—7 часов утра), нельзя есть после части суток Шэнь (15—17 часов)». «Следует воздерживаться от чая натощак. Следует меньше пить вино во время Мао, принимать пищу после времени Шэнь».