belousov.KZ

материалы по китайской медицине

3.1. Привычки в питании и здоровье

Питание имеет очень тесную связь со здоровьем. Чэнь Яньчжи, живший в эпоху правления династии Цзинь (265—420 гг.), писал: «Человек растет благодаря питанию. Этот процесс очень медленный. Однако неправильное питание может вызвать болезнь. Надо быть очень осмотрительным». Древние врачи считали: «Бурное проявление сотни болезней, преждевременная смерть часто происходят из-за неправильного питания. Болезни из-за питания встречаются намного чаще, чем болезни из-за музыки и женской красоты. Без музыки и женской красоты можно обходится годы, без питания не обойтись и дня». Эта истина подробно описана в книге «Хуанди ян шэнь цзин» (Канон Желтого императора о питании тела): «Если не есть пол дня, — недостаток в кишечнике и желудке, слабость Ци пищи; если не есть весь день, — недостаток и утомление в кишечнике и желудке, Ци пищи становится мало; если не есть два дня, — недостаток и слабость в кишечнике и желудке, нехватка квинтэссенции Цзин, помутнение; если не есть три дня, — недостаток и иссушение в кишечнике и желудке, сильное сердцебиение, беспорядочный ток Ци, шум в ушах; если не есть четыре дня, — недостаток и иссушение в кишечнике и желудке, истощение жидкостей тела, иссушение шести фу-органов; если не есть пять дней, — большой недостаток в кишечнике и желудке, иссушение в Сань-цзяо, иссушение пяти цзан-органов; если не есть шесть дней, — катастрофический недостаток в кишечнике и желудке, беспорядок внутри и снаружи, заболевают душа и разум; если не есть семь дней, — большой недостаток и истощение в кишечнике и желудке, уходит дух пищи, зрачки затвердевают и жизнь заканчивается». Наносимый голодом вред очевиден, поэтому в повседневной жизни следует придерживаться закономерностей приема пищи.

Неправильное питание также может нанести вред здоровью. Тем не менее, это известно не всем. Понятие «неправильное питание» включает в себя два аспекта: во-первых, — сама пища (ее токсичность, испорченность и т. д.); во-вторых — нарушающие привычные нормы действия людей во время приема пищи, наносящие вред организму. Сюда можно отнести время и скорость приема пищи, количество пищи и т. д. В классической литературе по китайской медицине имеется немало записей, посвященных этому вопросу. Здесь содержатся достаточно всесторонние комментарии относительно гигиены и привычек питания.

Большое влияние на развитие гигиены питания оказал Конфуций (551—479 гг. до н. э.). В трактате «Лунь юй» (Беседы и суждения), составленном его учениками, есть большой отрывок, посвященный питанию.

Гигиена питания. В трактате «Лунь юй» говорится: «[Конфуций] не испытывал неприязни лишь к хорошо промытой крупе и мелко нарезанному мясу». То есть, он считал, что зерно должно иметь как можно меньше примесей, а мясо — тщательно обработано. Это способствует лучшему усвоению пищи кишечником и желудком. Конфуций также предлагал не употреблять в пищу некоторые продукты: «[Он] не ел испортившуюся и прокисшую пищу, протухшую рыбу и гнилое мясо; не ел, если пища была плохого цвета; не ел, если пища имела дурной запах; не ел, если пища неправильно приготовлена; не ел, если пища неправильно нарезана; не ел, если к ней не подан надлежащий соевый соус… не потреблял купленное на рынке вино и сушеное мясо; редко ел пищу, не приправленную имбирем; на жертвоприношениях у князя не оставлял мясо на ночь; жертвенное мясо своей семьи не оставлял более чем на три дня; если прошло три дня, — не ел» («Лунь юй»). Самым важным в приведенном отрывке следует считать то, что не следует есть испортившуюся и протухшую пищу. Как же определить, испорчена пища или нет? Конфуций исследовал цвет и запах пищи. Если пища была плохого цвета и имела дурной запах, он не ел.

В древности существовало много способов определения испорченной пищи. В книге «Ян шэн чжи» (Записи о питании жизни) говорится: «Всякую пищу, цвет которой без причины изменился, есть нельзя». В книге «Ши цзин» (Канон питания) также говорится: «Если приготовленная пища имеет не надлежащий ей запах, она ядовита». То есть, следует проявлять осторожность к пище с нехарактерным запахом, чтобы не отравиться. В этой же книге говорится: «Когда в пище есть пчелы, осы и мухи, она ядовита». Такую пищу лучше не есть. Кроме того, в древности уделяли большое внимание выяснению происхождения продуктов, в особенности мясных и рыбных. Во многих древних книгах указывалось, что не следует есть мясо диких животных, умерших естественной смертью, на теле которых нет следов ран или тело их покрыто язвами, так как эти животные возможно умерли из-за болезни и, съев их мясо, можно заразиться самому. Кроме того, ни в коем случае не следует есть упавшие на землю плоды, сырое мясо. Вредны для здоровья и могут вызвать болезнь объедки и грязное мясо. В древности существовал ряд способов определения пригодности мяса и рыбы в пищу. Например: «Если мясо имеет дурной рыбный запах и ярко-красный цвет, есть его нельзя»; «Если сырое мясо походит на приготовленное, внутри есть кровь, во всех случаях смертельно для человека»; «В животе рыбы не должно быть желчи. Есть ее смертельно для человека». Очень часто сырое мясо сомнительного качества давали собаке. Если собака понюхала мясо и не стала его есть, такое мясо в пищу не употреблялось. Указанные выше способы определения пригодности продуктов в пищу являются первичными, некоторые из них не совсем совершенны.

Во времена Конфуция люди могли полагаться лишь на собственный опыт. Торговцы на рынке в погоне за прибылью часто наносили вред здоровью покупателей, продавая некачественный товар, поэтому Конфуций «не потреблял купленное на рынке вино и сушеное мясо», считал, что безопаснее эти продукты готовить у себя дома. Во времена Конфуция также существовал обычай готовить жертвенное мясо. Конфуций «на жертвоприношениях у князя не оставлял мясо на ночь; жертвенное мясо своей семьи не оставлял более чем на три дня; если прошло три дня, — не ел», опасаясь, что мясо испортилось. Подобные требования к качеству продуктов описаны во многих древних книгах. Так, в книге «Шань фу цзин» (Поварской канон, 1056 г.) говорится, что нельзя есть сушеную рыбу и вяленое мясо, оставленные с лета на осень. Следует избегать есть продукты, которые неправильно хранятся. Когда накладывают горячее мясо в медную посуду, мясной сок вступает во взаимодействие с медью. Если съесть такое мясо, на теле могут появиться нарывы и фурункулы. Когда мясной бульон всю ночь хранится закрытым в кастрюле или горшке, мясо может испортится. Если человек съест такое мясо, он может заболеть. Эти древние запреты в действительности не всегда соответствуют современным условиям, однако из них можно почерпнуть множество истин. Если последовательно придерживаться этих принципов, сочетая их с современными условиями, можно насколько возможно избежать нанесения вреда организму некачественными продуктами.

Привычки в питании. Конфуций имел следующие привычки в питании: «Не вовремя не ел… во время еды не разговаривал». Есть вовремя — очень хорошая привычка. При трехразовом питании селезенка и желудок приспосабливаются к режиму питания. Когда наступает время приема пищи, они готовы к нормальному пищеварению. Люди, которые лакомятся легкими закусками, в надлежащее для приема пищи время совсем не испытывают чувства голода. Многочисленные призывы питаться таким образом совершенно необоснованны и влекут за собой вред для пищеварения. Почти всем известна прописная истина: ни в коем случае не следует прививать детям привычку питаться легкими закусками. Не разговаривать во время еды у китайцев считается образцом высокой нравственности. Болтовня во время еды негигиенична и мешает нормально есть как самому говорящему, так и окружающим. В книге «Ма Вань ши цзин» (Канон питания Ма Ваня), написанной во времена правления династии Тан (618—907 гг.), говорится: «Во время еды надо успокоить душу и сдерживать раздражение, иметь ровное дыхание». В книге «Бэй цзи цянь цзинь яо фан» (Готовые на случай необходимости бесценные рецепты, VII в.) говорится: «Во время еды нельзя разговаривать. Если разговаривать во время еды, обычно возникает боль в груди и спине». В книге «Шань фу цзин» (Поварской канон, 1056 г.) также говорится: «Во время еды никогда нельзя сильно радоваться или гневаться. Во всех случаях возникнет сто болезней». Основным среди этих «ста болезней» является отрицательное воздействие на функции селезенки и желудка. Определенное влияние может быть оказано на психику: «Если во время еды сильно раздражаться, потревожится душа, сон ночью будет неспокойным».

Относительно привычек в питании в книге Гэ Хуна (283—343 гг.) «Баопу-цзы» (Мудрец, объемлющий первозданную пустоту) говорится: «Не надо есть при сильном голоде. Во время еды не надо объедаться». Эти слова очень справедливы. Не следует дожидаться сильного голода, а затем наедаться. Питаться следует вовремя. Если же человек все-таки испытывает сильный голод, нельзя сразу объедаться, так как в этом случае обязательно возникнет недомогание. Поэтому люди, выбравшиеся из завалов при землетрясении или из обрушившихся шахт, не евшие несколько дней, ни в коем случае не должны сразу же наедаться.

Кроме того, в книге «Ян шэн яо цзи» (Важный сборник о вскармливании жизни) говорится: «Нельзя есть, очень устав; нельзя двигаться, очень наевшись; нельзя пить, очень вспотев; нельзя есть, очень вспотев; нельзя есть, очень разгневавшись; нельзя гневаться, очень наевшись; нельзя есть, очень опечалившись; нельзя печалиться, очень наевшись». Все эти требования относятся к физическому и психическому состоянию человека до и после еды. Слова «нельзя есть, очень устав» означают, что нельзя сразу же есть при очень сильной усталости, следует немного отдохнуть и лишь потом садиться за стол. Слова «нельзя двигаться, очень наевшись» вовсе не указывают на то, что после еды надо неподвижно сидеть. Речь идет о резких движениях и тяжелой физической работе. Слова «нельзя пить, очень вспотев» означают, что нельзя сразу же много пить, когда человек сильно вспотел. По утверждениям современной медицины, если в это время напиться воды, резко увеличится объем крови, усилится нагрузка на сердце. «Нельзя есть, очень вспотев». При сильном потении жидкости организма выходят наружу, обезвоживается желудок. Если в это время поесть, переваривание пищи будет затруднено. Слова «нельзя есть, очень разгневавшись; нельзя гневаться, очень наевшись» указывают на то, что следует избегать резкого гнева до и после еды. Традиционная китайская медицина считает, что гнев повреждает печень. Печень тесно связана с селезенкой и желудком, нарушение гармонии между печенью и желудком может вызвать расстройство функций пищеварения. «Нельзя есть, очень опечалившись; нельзя печалиться, очень наевшись». Печаль также может повлиять на аппетит и пищеварение. Все эти требования очень справедливы и заслуживают того, чтобы им неукоснительно следовали в повседневной жизни. Соблюдение гигиены питания и правильных привычек очень благотворно для сохранения здоровья и долголетия.