belousov.KZ

материалы по китайской медицине

蜂蜜 fēng mì (фэн ми)
Мед пчелиный — Mel

Сладкое сиропообразное вещество, вырабатываемое из нектара растений медоносной пчелой — Apis mellifera L. (семейство Пчелы — Apidae).

Вкус. Сладкий.

Свойства. Нейтральность.

Соотнесенность с каналами. Легких, селезенки, толстого кишечника.

Функции. Восполнение Ци Чжун-цзяо (селезенки и желудка), увлажнение легких для устранения кашля, увлажнение кишечника для устранения запоров, устранение боли и судорог, рассеивание токсина, смягчение свойств, понижение токсичности и побочного действия других лекарств.

Показания.

Применение и дозы. Внутрь по 15—30 г, а также в пилюлях, пастах и наружно.

Примечание. Применять с осторожностью при синдроме сырости-жара, скоплении флегмы, а также при жидком стуле и поносе.

Избранные рецепты.

Цитаты

«Бэнь цао ган му» (本草纲目, Систематизированное описание корней и трав, 1590 г.):

Функции и показания:

Способствует устранению патогенной Ци из эпигастральной области и живота. Применяется при всех видах судорог и эпилепсии. Приносит успокоение пяти цзан-органам при синдроме недостатка. Способствует укреплению силы Ци [при ослаблении организма] и восполнению Ци Чжун-цзяо, устранению боли и изгнанию токсина, помогает избавиться от всех болезней. Приводит к гармонии действие сотни лекарств. Длительное употребление позволяет укрепить волю и придать легкость телу, поможет противостоять голоду, продлить годы жизни и стать бессмертным святым» («[Шэнь-нун] бэнь [цао] цзин»1).

«Питает Ци селезенки, устраняет беспокойство с ощущением сдавленности в области сердца, повышает аппетит. Применяется при стуле с кровью, боли в мышцах, язвах во рту. Способствует улучшению слуха и зрения» («[Мин и] бе лу»2).

«Применяется при зубном кариесе, нарывах на губах и во рту, красном пятне на глазу, уничтожает паразитов» ([Чэнь] Цан-ци3).

«При лечении внезапной боли в области сердца и дизентерии с кровянистым или гнойным поносом смешать с водой, принять одной дозой 1 чашку. Или взять по 1 гэ сока свежего имбиря и меда, смешать с водой, принять одной дозой. Многократный прием обеспечит цветущий вид лица» (Чжэнь Цюань4).

«Применяется при колющей боли в эпигастральной области и животе из-за застоя Ци, а также при дизентерии с кровянистым или гнойным поносом. Смешать ложку меда и ложку сока свежего корня ремании (生地黄), принять внутрь» (Мэн Шэнь5).

«Способствует приведению к гармонии питательной и защитной Ци, увлажнению цзанфу-органов, восстановлению проходимости в Сань-цзяо, нормализации функций селезенки и желудка» ([Ли] Ши-чжэнь).

Пояснения:

[Тао] Хун-цзин6 говорил: «Даосы используют мед во всех своих пилюлях. Также применяется как единственный продукт в средстве обретения бессмертия. Говорят, что регулярный прием приносит долголетие, помогает противостоять старению».

[Ли] Ши-чжэн говорит: «Мед, который применяется в медицинских целях, обладает пятью видами действия:

Свежий мед обладает свойствами прохлады, поэтому способен охлаждать жар. Рафинированный мед обладает свойствами тепла, поэтому способен восполнить Ци Чжун-цзяо (селезенки и желудка). Сладкий вкус меда приносит гармонию, поэтому способен рассеять токсин. Благодаря эластичности пропитывает и увлажняет, поэтому способен увлажнять сухость. Мягкий, поэтому способен смягчать боль в эпигастральной области и животе, боль в мышцах и боль при нарывах.

В рецепте мед способен привести к гармонии свойства сотни лекарств. В этом его действие сходно с действием корня солодки.

Чжан Чжун-цзин7 предлагал использовать медовые свечи для лечения запора при синдроме ян-мин со скоплением патогенной сухости. Это очень эффективное средство, которое применяется тысячи лет».

[Мэн] Шэнь говорил: «При появлении чувства жара и скованности в конечностях следует тотчас же выпить чашку воды с медом. Очень хорошее средство. Закапывать в глаза при затуманивании зрения с ощущением жара в глазах. Для таких целей домашний белый мед лучше всего, древесный хуже, собранный на скалах еще хуже».

Прилагаемые рецепты:

Запор. В книге Чжан Чжун-цзина «Шан хань лунь» сказано: «Синдром ян-мин сопровождается обильным потоотделением и мочеиспусканием, происходит истощение жидкостей тела, что вызывает запор. Для лечения взять 2 гэ меда, уварить в медной посуде на медленном огне до консистенции мальтозной патоки. Слепить конусообразную свечу в палец толщиной и длиной в половину цунь. Когда немного застынет, но будет еще теплой, поместить в задний проход. Вскоре стул восстановится».

Затрудненное глотание: дикий мед, собранный на скалах, держать во рту, потихоньку глотая («[Чжэнь-юань] гуан ли фан»8).

Жажда после родов: рафинированный мед (дозировка по усмотрению) мешать с кипяченой водой, принимать внутрь («Чань шу»9).

Ожог раскаленным маслом: наносить на пораженную область белый мед («Мэй-ши [цзи янь фан»]10).

Фурункулы: свежий мед и луковицу лука-батуна урожая прошлого года растереть до пастообразного состояния, проткнуть фурункул, сверху наложить приготовленную пасту. По прошествии промежутка времени, за который человек обычно проходит 5 ли11, стержень фурункула выйдет наружу. Промыть пораженную область горячим отваром, приготовленным из уксуса и воды («Цзи цзи сянь фан»12).

Случайно проглоченная медная монета: принять 2 шэн рафинированного меда (рецепт господина Гэ [Хуна]).

Застревание рыбьей кости в горле: понемногу есть хороший мед (рецепт господина Гэ [Хуна]).

Седые волосы у молодых людей: вырывать отдельные седые волосы, втирать белый мед в поры на месте вырванных волос. Будут отрастать черные волосы. Если расти не будут, наносить сок семян фирмианы (梧桐子). Тогда черные волосы вырастут непременно («Мэй-ши [цзи янь фан»]).

  1. «Шэнь-нун бэнь цао цзин» (神农本草经, Канон Священного земледельца о корнях и травах) — классическое произведение китайской фармакологии. Дошедший до наших дней вариант книги появился не позже II века.

  2. «Мин и бе лу» (名医别录, Добавленные [к „Канону Священного земледельца о корнях и травах“] записи знаменитых врачей). Автор: Тао Хун-цзин (陶弘景, 456—536 гг.).

  3. Чэнь Цан-ци (陈藏器, 681—757 гг.) — автор «Бэнь цао ши и» (本草拾遗, Восполнение упущенного в книгах о корнях и травах, 741 г.).

  4. Чжэнь Цюань (甄权, 540—643 гг.) — автор «Яо син лунь» (药性论, Рассуждения о свойствах лекарств).

  5. Мэн Шэнь (孟诜, 621—713 гг.) — ученик Сунь Сы-мяо (孙思邈, 581—682 гг.), автор «Ши ляо бэнь цао» (食疗本草, Корни и травы для лечебного питания).

  6. Тао Хун-цзин (陶弘景, 456—536 гг.) — знаменитый ученый, автор «Бэнь цао цзин цзи чжу» (本草经集注, Сводный комментарий к Канону [Священного земледельца] о корнях и травах), «Мин и бе лу» (名医别录, Добавленные [к „Канону Священного земледельца о корнях и травах“] записи знаменитых врачей), «Тай-цин цао му фан» (太清草木方, Рецепты Высшей чистоты лечения травами и деревьями) и нескольких других книг.

  7. Чжан Чжун-цзин (张仲景, 150—219 гг.) — автор «Шан хань лунь» (伤寒论, Рассуждения о повреждении холодом) и «Цзинь куй яо люэ» (金匮要略, Кратко о важном из золотого ларца).

  8. «Чжэнь-юань гуан ли фан» (贞元广利方, Рецепты для общего блага от царствующего под девизом Чжэнь-юань). Книга составлена лично императором Дэ-цзуном (唐德宗, 742—805 гг.).

  9. «Чань шу» (产书, Книга о родах). К настоящему времени утерянная книга Ван Юэ (王岳) времени правления династии Тан (618—907 гг.).

  10. «Мэй-ши цзи янь фан» (梅师集验方, Сборник действенных рецептов наставника Мэй). Автор: буддийский монах Мэй Шэнь-ши (梅深师), живший во время правления династии Суй (581—618 гг.).

  11. В древности 1 ли (里) составлял 300 или 360 шагов. Современное стандартизированное метрическое значение — 500 метров.

  12. «Цзи цзи сянь фан» (济急仙方, Рецепты бессмертных святых для оказания неотложной помощи). Автор: Чжао И-чжэнь (赵宜真, ?—1382 гг.).