belousov.KZ

материалы по китайской медицине

山楂 shān zhā (шань чжа)
Плод боярышника — Fructus Crataegi

Плод:

Собирают осенью в период зрелости плодов. Сушат. Используют в необработанном виде, а также после поджаривания.

Боярышник
Лекарственное сырье

Вкус. Кислый, сладкий.

Свойства. Небольшое тепло.

Соотнесенность с каналами. Селезенки, желудка, печени.

Функции. Устранение пищевых завалов, укрепление желудка, восстановление свободной циркуляции Ци, рассеивание застоя крови, понижение артериального давления.

Показания.

Применение и дозы. Внутрь по 10—30 г в отварах, пилюлях и порошках. Наружно в растолченном виде, а также в виде ванн и обмываний из отвара.

Примечание. Не применять при недостатке Ци селезенки с жидким стулом и снижением аппетита, а также при зубном кариесе.

Избранные рецепты.

Цитаты

«Бэнь цао ган му» (本草纲目, Систематизированное описание корней и трав, 1590 г.):

Вкус и свойства:

[Ли] Ши-чжэнь говорит: «Вкус: кислый, сладкий. Свойства: небольшое тепло. Избыточное употребление в свежем виде вызывает ощущение дискомфорта в желудке и появление постоянного чувства голода. Также повреждает зубы, поэтому особо противопоказан при зубном кариесе».

Функции и показания:

«Готовить отвар, принимать внутрь при остром поносе с водянистым стулом. Мыть отваром голову и тело при гнойниках и зуде» («Тан бэнь [цао]»1).

«Производить обмывание пораженных участков отваром при нарывах от лака. Чаще всего болезнь проходит» ([Тао] Хун-цзин2).

«Эффективен при боли в пояснице» (Су Сун3).

«Способствует устранению завалов пищи, восполнению Ци селезенки. Применяется при лечении грыжи. Ускоряет процесс созревания сыпи у детей [при оспе и кори]» (У Жуй4).

«Способствует укреплению желудка, устранению застоя Ци. Применяется при послеродовой боли в животе и длительном выделении лохий. Готовить отвар, добавлять сахар, принимать внутрь. Лечебный эффект достигается немедленно» ([Чжу] Чжэнь-хэн5).

«Растворяет завалы пищи, способствует рассасыванию уплотнений в животе, вызванных употреблением мяса, растворению скопившейся в кишечнике и желудке флегмы-жидкости, применяется при ощущении полноты и дискомфорта в брюшной полости с изжогой, при застое крови с болью и вздутием» ([Ли] Ши-чжэнь).

«Способствует растворению сгустков крови и сгустков [патогенной] Ци, улучшению циркуляции крови» (Нин Юань6).

Пояснения:

[Чжу] Чжэнь-хэн говорил: «Плод боярышника очень эффективен в растворении пищевых завалов. Если же его в больших количествах станет есть человек, у которого в желудке нет завалов пищи, к тому же наблюдается недостаток Ци селезенки с нарушением функции селезенки по транспортировке и трансформации [питательных веществ и сырости], что обычно сопровождается снижением аппетита, в этом случае произойдет еще большее угнетение Ци, которая образуется селезенкой и желудком».

[Ли] Ши-чжэнь говорит: «Будет замечательно, если при слабости селезенки с расстройством пищеварения, что сопровождается изжогой, колющей болью в грудобрюшной области и вздутием живота, разжевывать после еды по 2—3 плода боярышника. Однако передозировка нанесет большой вред.

Согласно сказанному в „У лэй сян гань чжи“7, при варке старой курицы или жесткого мяса следует добавлять в котел несколько плодов боярышника, что поможет мясу быстрее развариться. Это можно каким-то образом увязать со способностью плода боярышника растворять завалы мясной пищи.

Однажды у ребенка моих соседей появилась желтуха с асцитом, когда его живот стал походить на барабан. Возникновение болезни было связано с завалами пищи в желудке и кишечнике. По счастливой случайности ребенок оказался под деревом боярышника. Он стал есть его плоды, причем наелся досыта. Когда он вернулся домой, у него случилась сильная рвота водянистым содержимым с примесью мокроты, после чего наступило выздоровление».

Прилагаемые рецепты:

Пахово-мошоночная грыжа: взять по 1 лян плода боярышника и обжаренного семени фенхеля, растолочь, изготовить пилюли с мучным клейстером размером с семя фирмианы (5—10 мм в диаметре). Принимать натощак по 100 пилюль с кипятком (или водой, в которой варилась лапша) («Вэй шэн и цзянь фан»8).

Стул с кровью, когда применение лекарств со свойствами жара или холода, а также лекарств, способствующих восполнению Ци селезенки, результатов не принесло: высушенный плод боярышника толочь, смешивать с отваром полыни, принимать внутрь. Вскоре наступит исцеление («[Ши-чжай] бай и сюань фан»9).

Задержка высыпаний при оспе: сушеный плод боярышника растолочь, заварить кипятком, принять внутрь, вскоре появится сыпь. Еще способ: 5 плодов боярышника варить в вине, добавить воды, принять отвар в теплом виде, тотчас появится сыпь «[Ши и] дэ сяо фан» господина Вэй [И-линя]10).

Завалы мясной пищи в желудке и кишечнике: сварить в воде 4 лян мякоти плода боярышника, плоды съесть, жидкость выпить («Цзянь бянь [дань] фан»11).

  1. «Тан бэнь цао» (唐本草, Книга династии Тан о корнях и травах, 659 г.). Другое название: «Синь сю бэнь цао» (新修本草, Вновь составленная книга о корнях и травах). Книга составлена коллективом авторов под руководством Су Цзина (苏敬, 599—674 гг.).

  2. Тао Хун-цзин (陶弘景, 456—536 гг.) — знаменитый ученый, автор «Бэнь цао цзин цзи чжу» (本草经集注, Сводный комментарий к Канону [Священного земледельца] о корнях и травах), «Мин и бе лу» (名医别录, Добавленные [к „Канону Священного земледельца о корнях и травах“] записи знаменитых врачей), «Тай-цин цао му фан» (太清草木方, Рецепты Высшей чистоты лечения травами и деревьями) и нескольких других книг.

  3. Су Сун (苏颂, 1020—1101 гг.) — знаменитый ученый и государственный деятель, автор «Бэнь цао ту цзин» (本草图经, Иллюстрированный канон корней и трав, 1061 г.). Принимал участие в составлении «Цзя-ю бэнь цао» (嘉祐本草, Книга о корнях и травах, составленная в царствование под девизом Цзя-ю, 1060 г.).

  4. У Жуй (吴瑞) — автор «Жи юн бэнь цао» (日用本草, Книга о корнях и травах повседневного применения, 1329 г.).

  5. Чжу Чжэнь-хэн (朱震亨, 1281—1358 гг.) — автор «Дань-си синь фа» (丹溪心法, Секретные наставления [Чжу] Дань-си, 1347 г.), «Цзинь куй гоу сюань» (金匮钩玄, Выуживание сокровенного из золотого ларца) и ряда других книг.

  6. Нин Юань (宁原) — автор «Ши цзянь бэнь цао» (食鉴本草, Книга о корнях и травах «Зеркало пищи», XVI в.).

  7. «У лэй сян гань чжи» (物类相感志, Записи о взаимном восприятии родов вещей). Автор: буддийский монах Цзань-нин (赞宁, 919—1001 гг.).

  8. «Вэй шэн и цзянь фан» (卫生易简方, Простые рецепты сохранения здоровья, 1410 г.) Автор: Ху Ин (胡濙, 1375—1463 гг.).

  9. «Ши-чжай бай и сюань фан» (是斋百一选方, Избранные из сотен рецепты Ши-чжая, 1196 г.). Автор: Ван Цю (王璆).

  10. «Ши и дэ сяо фан» (世医得效方, Действенные рецепты потомственных врачей, 1345 г.). Автор: Вэй И-линь (危亦林, 1277—1347 гг.).

  11. «Цзянь бянь дань фан» (简便单方, Простые и удобные рецепты, состоящие из одного лекарства, 1548 г.). Автор: Ян Ци (杨起).